Физподготовка

Физподготовка

Физическая подготовка является основой физического воспитания и спорта. Физическая подготовка населения в рамках государственных образований имеет первостепенное значение и прикладной характер. От уровня физической подготовленности (как результата процесса физической подготовки) зависит обороноспособность населения, его готовность к труду и воспроизводству материальных благ.

Физическая подготовка – процесс, направленный на развитие физических качеств, способностей (в том числе навыков и умений) человека с учетом вида его деятельности и социально-демографических характеристик.

Физическая подготовка— целенаправленное выполнение физических упражнений, педагогический процесс развития физических способностей и двигательных навыков с учетом требований производства, вида деятельности (военного дела, вида спорта и т.п.).

На протяжении всей жизни человек учится выполнять мно­жество движений. Обучение и совершенствование любого дви­жения представляет собой процесс овладения двигательным действием.

Движение – это результат двигательной деятельности человека, обеспечивающий перемещение тела или его частей по отношению к внешним предметам или друг к другу.

Для физической культуры имеют значение произвольные движения, которые характеризуется следующими признаками: движение всегда является функцией сознания; движение приобретается в процессе жизненного опыта. В дальнейшем мы будем говорить только о произвольных движениях, которые подчинены воле человека (в отличие от врожденных). Отдельное движение является элементом действия. Посредством связанных между собой движений осуществляется действие (примером действия может быть прыжок, а примером движения – перемещение руки при прыжке).Двигательное действие – группа движений, объединенных в систему для решения какой-либо двигательной задачи.

Двигательное действие — это весьма сложная совокупность процессов, затрагивающих опорно-двигательный аппарат, цен­тральную нервную систему, психическую сферу человека и др. В зависимости от решаемых задач освоение конкретного дей­ствия может быть доведено до различной степени совершен­ства. Выделяют такие степени освоения действий, как двига­тельные умения и двигательные навыки.

Двигательное умение— это такой уровень освоения дви­жения, когда оно выполняется под контролем сознания, опи­раясь на знания.

Осваивая новое двигательное действие, обучающийся ду­мает о том, какое движение, когда и как следует выполнять. Мыслительный процесс протекает на основе знаний о двига­тельном действии и об особенностях его выполнения. Исполь­зуется приобретенный ранее двигательный опыт, учитывается текущее состояние физических возможностей. В таких условиях обучающийся вначале не может осуществить действие легко и слитно. При каждом повторении вносятся изменения и уточ­нения, что дает возможность формировать эффективную сис­тему движений и зафиксировать ее в памяти. Однако различ­ные неблагоприятные факторы (утомление, эмоциональные сдвиги, перерывы в обучении и др.) могут разрушить освоен­ную систему движений, что характерно для рассматриваемой степени освоения двигательного действия.


Нередко обучение движениям заканчивается двигательны­ми умениями без последующего перехода их в навыки (освое­ние различных упражнений вспомогательного характера; уп­ражнений, используемых для воспитания координационных способностей и др.). В тех случаях, когда необходимо достичь совершенной степени овладения двигательным действием, уме­ния являются переходными стадиями двигательного навыка.

Двигательный навык— это привычные движения, элементы которых выполняются автоматически.

В результате многократного повторения двигательного дей­ствия отдельные движения воспроизводятся без изменений. Они становятся привычными, не требуют концентрации внимания, т.е., выполняются автоматически. В дальнейшем количество таких движений увеличивается, они достигают необходимой точности, повторяются без изменений части осваиваемого дей­ствия, и, наконец, вся система движений может выполняться автоматически. Так двигательное умение переходит в двига­тельный навык. С выработкой навыка появляется возможность переключать внимание на другие объекты деятельности. Одна­ко такая автоматичность выполнения движений не означает, что двигательное действие выполняется без участия сознания. Человек в любой момент имеет возможность корректировать движения или прекратить двигательное действие.

При доведении двигательного действия до навыка оно ста­новится устойчивым к неблагоприятным факторам, т.е., вы­рабатываются механизмы, позволяющие выполнять движения эффективно и при волнениях, сильных возбуждениях, психи­ческих сдвигах, в различных климатических условиях (дождь, ветер и др.) и т.д.

Не все двигательные действия могут быть названы физи­ческими упражнениями.

Физические упражнения— это такие виды двигательных действий (включая и совокупности их), которые направлены на реализацию задач физического воспитания и спортивной тренировки и подчинены ее закономерностям.

Физические упражнения — это двигательные действия, которые направлены на реализацию задач физической культуры, сформированные и организованные в соответствие с закономерностями ее развития.

Физические упражнения — двигательные действия, созданные и применяемые для физического совершенствования человека.